В России планируют внедрить финансовых омбудсменов

На днях Государственная Дума Российской Федерации в ходе третьего, окончательного чтения приняла закон «Об уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг». Какие перспективы откроет принятие этого закона и какие изменения для российских граждан в работе с финансовыми структурами стоит ожидать благодаря участию омбудсменов?

Должность омбудсмена является выборной – их будут избирать на 5 лет. Согласовывать кандидатуры будут представители Совета директоров Центробанка России. Главной целью омбудсменов и всей структуры является решение споров, возникающих между клиентами финансовых организаций и самими организациями, чтобы такие вопросы не были переведены для решения в суд.

Сегодня, если банки отказываются признавать свою вину, гражданам приходится обращаться в судебные инстанции и нанимать адвокатов для защиты своих прав. Омбудсмены будут промежуточным звеном, поскольку они будут отвечать за функции адвокатов и добиваться справедливости до того, как возникнет необходимость обращаться в суд. Благодаря этому судебная система будет немного разгружена, поскольку не будет необходимости решать тысячи мелких дел.

Еще одним преимуществом наличия омбудсменов является то, что у клиентов будет желание и возможности самим добиваться справедливости, что исключит необходимость тратить деньги на адвокатов и время на судебные заседания. Финансовые омбудсмены значительно упрощают и ускоряют весь процесс разбирательств. Если же решения омбудсменов не будут исполняться финансовыми агентами, то права клиентов уже будут защищаться в суде.

Поскольку все расходы берёт на себя Центральный банк, то возможна ангажированность всего института, поскольку он зависит от него в материальном плане. Именно поэтому пока сложно оценить правильность принятого закона, но в ближайшем будущем службу планируют перевести на самоокупаемость благодаря взносам с финансовых организаций.

Отметим, что работать с омбудсменами начнут не все представители финансового рынка. Сначала новую практику урегулирования споров применят клиенты страховых компаний (преимущественно автовладельцы). Опробовать систему планируют на страховом полисе ОСАГО. В 2020 году к системе подключатся микрофинансовые организации, а в 2021 году – ломбарды, негосударственные фонды и банковские учреждения.

Пресс-служба
Наверх