Результаты всероссийского мониторинга финансовой грамотности

Как показывает статистика, уровень финансовой грамотности среди граждан РФ постоянно увеличивается, но все равно остается низким у существенного процента населения. На эту тему был проведён специальный тематический мониторинг, в котором приняли участие 38 субъектов России, включая 9 регионов-участников специализированного проекта Минфина.

Опрос проводился непосредственно у точек реализации финансовых услуг, так как подобным образом удалось охватить самую релевантную аудиторию, общее количество которой составило почти 2000 человек.

Несмотря на то, что во многих регионах страны на регулярной основе проводятся мероприятия по повышению финансовой грамотности, более 70% опрошенных о проводимых программах не знает совершенно ничего. Еще 85% респондентов считают подобные мероприятия не особо актуальными для конкретных регионов.

Получается, что специализированные курсы по финансовой грамотности очень нужны хотя бы по причине низкой информированности граждан о том, какие именно программы существуют в данном направлении и как они действуют.

По мнению экспертов, следует найти другие, более эффективные каналы для донесения до потребителей информации. Были выявлены самые востребованные темы по финансам, среди которых планирование, возможность контроля над расходами, сбережения и кредиты. Больше трети участников проведенного опроса хотели бы узнать о том, как законным образом избавиться от долгов.

Практика более качественного выполнения региональных программ по повышению финансовой грамотности оказалась лучшей в Архангельской области и Алтайском крае. В таких регионах, как Калининградская и Волгоградская область, было отмечено более полноценное раскрытие информации о проводимых финансовых мероприятиях, а также итогах и затраченных средствах. Именно здесь информация была наиболее свежей, а контент - актуальным.

Как показали ответы на вопросы для определения уровня финансовой грамотности, большая часть опрошенных правильно понимает всю специфику и функционирование действующих финансовых продуктов. Более 60% регулярно ведут учет своих доходов и затрат, 85% стремятся к тому, чтобы делать сбережения, а 67% делают все, чтобы оплатить действующие кредиты даже в том случае, если их материальное положение ухудшилось.

По результатам проведенного мониторинга можно понять, что у граждан России гораздо более высокая востребованность в финансовых знаниях, нежели их же информированность о том, каким образом такие сведения можно получить. Естественно, респонденты прекрасно понимают, что те данные, которые получены в ходе исследования, не совсем верно отображают реальность, так как граждане склонны подменять имеющиеся у них общие представления о реальных потребностях и стараются отвечать на вопросы не так, как считают на самом деле, а просто «правильно».

Большая часть потенциальных потребителей финансовых услуг не имеет никакого интереса к транслируемым сегодня телевизионным передачам, интернет-блогам и прочей информации, из которой можно почерпнуть что-либо полезное о личных финансах.

К числу самых показательных ответов на вопросы можно отнести непосредственно касающиеся подписания договора с финансовыми компаниями. 95% опрошенных признали, что договор и прочие документы важно очень внимательно не только читать, но и понимать еще перед тем, как подписывать, но только половина честно призналась в том, что на практике они это действительно делают. Вопрос в данном направлении специально был составлен экспертами таким образом, чтобы каждый респондент самостоятельно признался в этом. Выяснилось, что договоры не прочитываются чаще всего именно потому, что далеко не каждый человек понимает всю ответственность данного мероприятия.

Очевидно, что львиная доля граждан РФ на практике не выполняет каких-либо действий для того, чтобы увеличить степень своей финансовой грамотности, что полностью подтверждает проведенный опрос, равно как и факт того, что действующие усилия, предпринимаемые государством в данной сфере сегодня, являются крайне недостаточными для населения страны.

Пресс-центр:

Пресс-служба
Наверх