Исследования, проведенные в первые месяцы нового года, показали, что практически половина жителей Российской Федерации настроена повышать свою финансовую грамотность. Результаты опросов предоставили НАФИ (Аналитический центр), Российский микрофинансовый центр и фонд Citi.
В ходе исследования были опрошены как эксперты финансовых организаций, так и их клиенты. Мнение первых не всегда совпадало с мнением последних, однако в некоторых вопросах к общему знаменателю все же удалось прийти. Результаты получились следующими:
- С тем, что развитие финансовой грамотности - обязанность самих граждан, согласилось 68% представителей финорганизаций и 70% их клиентов.
- То, что повышать уровень знаний в этой области должно государство, считают 38% россиян и 78% специалистов организаций, работающих с финансами.
- О том, что непосредственным источником знаний должны являться СМИ, говорят 33% респондентов и 60% менеджеров.
- Для самих финансовых организаций как просветителей в области "денежной науки" граждане отводят около 30%, тогда как сами работники - 60%.
Когда исследование затронуло вопрос понимания параметров финансовых продуктов, только половина россиян признала, что эта тема им понятна. Зато среди представителей самих организаций более 80% посчитало все параметры доступными для восприятия.
По поводу консультаций клиенты высказались так: около 67% не до конца понимают все, о чем было на них рассказано. Тогда как менеджеры уверяют, что все консультации просты в понимании для каждого человека.
Какие темы для россиян приоритетны в области освоения финансовой науки? По результатам опроса можно выделить три явных лидирующих позиции: как распознать мошенников, какие права есть у потребителей и какие существуют риски на рынке финуслуг. Первый пункт актуален почти для 40% респондентов, второй и третий - почти для 30%.
Сами финансовые организации абсолютным большинством считают, что высокий уровень финансовой грамотности - это огромный плюс как для клиентов, так и компаний. Именно поэтому в его повышении заинтересованы не только граждане. По мнению менеджеров, положительная динамика в этом вопросе принесет не только дополнительную прибыль компаниям, но и сократит количество конфликтных ситуаций между клиентами и специалистами.