По данным Бюро кредитных историй «Эквифакс Кредит Сервисиз», россияне стали получать гораздо больше микрозаймов. Лояльность микрофинансовых организаций увеличилась на 40%. В третьем квартале 2016 года МФО одобряли всего 46,3% заявок, а за тот же период текущего года этот показатель составил 64,7%. Примечательно, что потребительские кредиты в банках россияне стали брать меньше, но ипотека и автокредиты по-прежнему интересуют граждан.
Руководитель БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин считает, что увеличение числа одобренных заявок объясняется накопленным микрофинансовыми организациями опытом в области управления рисками. За текущий год ситуация с просроченной задолженностью в данной области несколько стабилизировалась, но она, конечно, не может сравниться с той, которая была при становлении самого рынка микрофинансирования в 2012 году. Вообще, тенденция положительная и заслуживающая уважения.
Лагуткин уверен, что банки стараются «привязать» клиентов к себе с помощью двух продуктов, действие которых длится годами: ипотека и автокредит. Потому-то именно по этим видам кредитования такой высокий процент одобрения. После того как пользователи этих продуктов зарекомендуют себя с положительной стороны, банки куда охотнее выдают им кредиты наличными и кредитные карты. И в будущем стоит ожидать повышения уровня одобрения именно по потребительским кредитам.
Микрофинансовые организации в 2017 году существенно увеличили процент одобряемости по нескольким причинам. К примеру, годы работы на рынке привели к расширению клиентской базы. Теперь МФО активно с ней работают, выдают повторные займы, по которым доля одобрения существенно выше, чем по первичным продуктам. Дочерние банковские МФО также меняют объем выдачи, увеличивая его. Значительная доля одобрения обусловлена первоначальным обращением гражданина в «материнскую» организацию, поскольку человек, идущий в банк, представляется более надежным.
Еще одну причину высокой одобряемости микрозаймов можно найти в изменениях законодательства. Работа МФО стала жестче регулироваться. Перемены коснулись предельной суммы процентов по займу, количества пролонгаций договора и некоторых других сторон. В отдельных случаях доходность бизнеса можно сохранить только существенно пересмотрев скоринговые модели и выдавая займы большому количеству обратившихся в микрофинансовую организацию.