Ключевая ставка будет сохраняться на прежнем уровне предположительно до конца года – именно такое решение было принято на совете директоров Банка России. Низкий уровень годовой инфляции при этом сохраняется, а случившееся в апреле ослабление национальной валюты с учетом геополитической напряженности является фактором, который только увеличивает темп роста потребительских цен, не создавая при этом рисков превышения целей по инфляции.
Эксперты отмечают, что на фоне сложившейся ситуации неопределенность, с которой последние события влияют на инфляционные ожидания, никуда не исчезла.
Сотрудники Банка России по сей день склонны полагать, что денежно-кредитная политика в текущем году останется нейтральной. В то же время практически отсутствует вероятность того, что ключевая ставка будет в дальнейшем снижена, что потребовалось для того, чтобы сформировать нейтральные кредитно-денежные условия. На тех рынках, которые признаны развитыми на сегодняшний день, рост процентных ставок наблюдается довольно отчетливо, это сказывается и на увеличении страховой премии за риск в РФ. Планируется, что в процессе принятия решений в будущем Банк России будет учитывать оценку инфляционных рисков, динамику данного процесса и степень развития экономики в соответствии с прогнозом.
Можно выявить несколько критериев, согласно которым планируется принимать решение по ключевой ставке.
Первым из них является динамика инфляции, которая под воздействием внешних факторов длительного действия остается на невысоком уровне по причине умеренности восстановления внутреннего спроса.
Уже на март месяц текущего года темп прироста потребительских цен удерживался на уровне 2,4%, тогда как спустя еще один тридцатидневный период он составил уже 2,3-2,5%. Если верить данным, предоставленным за последнюю неделю, то потребительские цены пока еще довольно слабо реагируют на то, что рубль ослабевает. Прошлогодний урожай овощей на данный момент уже можно назвать практически исчерпанным, в связи с чем импорт несколько возрос, а месячная и годовая инфляция повысилась за данный период по сравнению с февралем 2018 года.
Также в марте инфляционные ожидания несколько снизились для населения, настолько, что достигли своего исторического минимума, который составляет 7,8%. В то же время неопределенной остается последующая реакция инфляционных ожиданий на апрельские события на всех актуальных финансовых рынках.
В соответствии с результатами анализа, проведенного Банком России, случившееся ранее ослабление рубля способно стать причиной более быстрого приближения инфляции к 4%, однако при этом не будет каких-либо рисков того, что данный уровень будет превышен если текущие условия не подвергнутся значительным изменениям. Получается, что в итоге текущего года можно будет прогнозировать определенный прирост потребительских цен с 3 до 4%, и на данном уровне показатель продержится на протяжении всего 2019 года.
Денежно-кредитные условия – еще один фактор, который в обязательном порядке будет принят во внимание. По данным, предоставленным Банком России, потенциал уменьшения ключевой ставки с целью создания денежно-кредитных условий на нейтральной волне незначительно, но снизился. Сегодня можно говорить о том, что процентная ставка может сместиться еще ближе к верхней границе диапазона 6-7%.
Экономическая активность также имеет немаловажное значение, при том, что рост ее отмечается даже сейчас, но он уже не оказывает практически никакого влияния на становление расценок на потребительские товары, тем самым создавая благоприятные условия для того, чтобы инфляция вернулась к уровню 4%.
В марте месяце экономическая активность продолжила расти в большинстве направлений, в том числе в промышленности, загрузка производственных мощностей также увеличилась. Уровень безработицы при этом остался на том уровне, который признается естественным.
Инфляционные риски, рост которых отмечают представители Банка России, тоже постоянно наблюдаются как по внешним, так и по внутренним факторам. Связано это со способностью комплекса геополитических критериев и роста доходностей влиять на инфляционные и курсовые ожидания. По отношению к параметрам налогово-бюджетных решений какая-либо определенность для того, чтобы полноценно оценить их воздействие на динамику инфляции.
Те риски, которые связаны с динамикой заработных плат, цен на нефть и продовольствие, оцениваются Банком России как практически отсутствующие и с их учетом как раз и будет приниматься решение по ключевым ставкам.