За первую половину 2020 года на кредитные компании финансовому омбудсмену было направлено порядка 306 жалоб. Однако он принял решение только по 56 из них. Расскажем о причинах отклонения преимущественной части жалоб.
В 55% всех обращений не сформулированы имущественные претензии к микрофинансовым организациям, которыми, собственно, и занимается финансовый управляющий. В остальных 45% случаев просто не был соблюден положенный алгоритм составления и предъявления претензий.
Клиенты направляли омбудсмену жалобы, которые не относятся к его компентеции
Омбудсмен отклонял жалобы по причине, что они просто не могут быть рассмотрены уполномоченным. Это, например, претензии к кредитору, отказывающемуся реструктуризировать ссуду, жалобы на третьих лиц, которые оформляли ссуды по найденному или ворованному паспорту, жалобы на противозаконные решения в отношении реструктуризации долга и т. д.
В полномочия управляющего входит реакция на жалобы, связанные с взысканием с финансовой организации денежных средств в пользу потребителя финансовых услуг..
Примерно 43% обратившихся людей ждали, что омбудсмен проконсультирует их, окажет правовую и юридическую консультацию. Около 38% людей надеялись на то, что управляющий поможет им урегулировать досудебные споры с кредиторами. Этот опрос был проведен работниками специального проекта ОНФ «За права заемщиков». Вывод экспертов - институт финансового омбудсмена на данный момент пока что не идеальный, его нужно дорабатывать.
В ОНФ считают, что полномочия финансового омбудсмена нужно расширить в целях защиты прав граждан, нарушенных нелегальными компаниями.
Но специалисты, работающие на микрофинансовом рынке, полагают, что финансовый управляющий не может как-то наказывать нелегальных кредиторов. Такие компании не подчиняются никакому регулятору, а их деятельностью должны заниматься исключительно правоохранители.
На сегодняшний момент цель управляющего – решать возникающие споры между людьми и кредитными организациями до обращения в суд. Согласно действующему законодательству, компании должны исполнять решения омбудсмена точно так же, как они исполняют решения суда. Клиент финансовой компании не платит ничего за обращение к управляющему и может передать свое право требования другому человеку.