Эльвира Набиуллина заявила, что одно из главных и важнейших направлений, в котором действует Центральный банк России, - это поддержка потребителей и защита их прав. Сказано это было во время выступления председателя Банка России на 26 Международном финансовом конгрессе, который состоялся в Санкт-Петербурге.
Председатель ЦБ пояснил, что задача поставлена четко: “Принятые решения не должны становиться проблемами в жизни потребителей”. Это становится причиной, по которой ЦБ так строго относится к мошенникам, сводит финансовые риски граждан к минимуму, старается понять и найти решение для каждого случая обращения потребителя с вопросами или жалобами к специалистам банка. “Но этого недостаточно”, - коротко высказалась Эльвира Набиуллина. Она объяснила, что требуются методы и инструменты, благодаря которым можно будет искать, прекращать те действия, которые, хоть являются формально законными, направленны на обман, введение клиента в заблуждение, при которых продукты продаются по завышенным ценам или высокими рисками.
Эльвира Сахипзадовна сообщила о внедрении в работу ЦБ поведенческого надзора – “второй линии наблюдения за финансовыми институтами”. А также обозначила несколько ближайших шагов для этого:
- Создание и интеграция инструкций по реализации финансовых продуктов, услуг, которые будут предназначены разнообразным категориям граждан. Введение в открытый, широкий доступ информации о продуктах, находящихся на финансовом рынке.
- Усиление (поддержка) организаций, которым будет поручено составить стандарты, правила продажи услуг, а затем осуществлять контроль над их соблюдением.
Председатель указал на затянувшийся процесс обсуждения финансового омбудсмена: “Здесь требуется быстрое принятие закона, поскольку процесс длится уже давно”. Она предложила реализовать этот незнакомый для нашей системы механизм за несколько шагов. Первыми в границу компетенции лица, уполномоченного в данном вопросе, будут включаться вопросы ОСАГО, далее ответственность за микрофинансовые продукты, а последними банки, оставшиеся институты.
“Защита прав потребителей не будет функционировать эффективно, если оставить без внимания финансовую грамотность граждан, - разъяснила Эльвира Набиуллина, - требуется уменьшить количество погрешностей, которые потребители делают, когда выбирают услугу или её поставщика”. Данной проблеме отдано особое место среди вопросов и задач ЦБ. Её решение ведется весьма активно и комплексно: в школах и вузах проводятся лекции по финансовой грамотности, а для информирования остальных категорий граждан создается сайт.
“Данное направление необходимо обособить и активно развивать”, - сказала председатель о доступности и распространённости финансовых продуктов и услуг на рынке. - "Требуется, чтобы они были как в больших, так и в малых городах, тем самым удастся снизить величину диспропорции”.
Произнеслось, что инвалидность человека не должна быть препятствием к получению этих услуг. “К сожалению, примеры известны”.
Эльвира Набиуллина отдельным блоком сообщила о главных грядущих задачах, поставленных для направления микрофинансирования. “Это в основном небогатые люди, которые прибегают к подобным услугам в сложных жизненных ситуациях, - сказала глава Центрального банка о клиентах микрофинансовых организаций, - поэтому наша политика направлена на защиту прав граждан, использующих подобные продукты. ЦБ лимитировал максимальную стоимость займа. Это действие – первое, что можно было сделать для снижения уровня закредитованности потребителей.
Также Эльвира Сахипзадовна рассказала о другом направлении финансовой защиты граждан – борьбе с незарегистрированными кредиторами. Был принят закон, по которому они преследуются, привлекаются к ответственности. Председатель дал подробности о совместном проекте ЦБ и Яндекс: “В выдаче все организации, которые есть в нашем реестре, помечаются значком, чтобы гражданам было проще и безопаснее при выборе поставщика продукта”.