Центробанк принял решение не менять действующую ключевую ставку

Центробанком России был пересмотрен прогноз инфляции, где предполагалось увеличить налог на добавленную стоимость в будущем году. Подобное мероприятие способно изменить формирование потребительских расценок через год, однако первый эффект, вероятно, проявится уже в ближайшем будущем.

Банк России дает прогнозы о том, что годовая инфляция составит до 4% и ненадолго повысится до 4,5% в 2019 г. Существующие ранее риски до конца текущего года были сбалансированы на стороне проинфляционных, это свидетельствует о вероятности возвращения темпов роста цен к прежнему уровню. Именно поэтому Центробанком планируется принимать решения относительно ключевой ставки по всем перечисленным критериям. Сегодня совет директоров дает долгосрочные прогнозы с учетом конкретных параметров.

Динамичность инфляции

Если верить результатам анализа, проведенного экспертами, то инфляция за год вполне соответствует ожиданиям Центробанка. Только за два прошлых месяца можно было наблюдать сохранение темпа прироста потребительских расценок мартовского уровня, когда данный показатель составил 2,4%. Если рассматривать динамику инфляции по главным товарным группам потребительской корзины, то можно увидеть, насколько она неоднородна. Учитываются мировые тенденции, а также увеличение акцизов с начала текущего года, вследствие чего расценки на нефтепродукты повысились не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В результате выросла годовая инфляция по непродовольственным товарам почти до 3,5% за май. Далее было принято решение о том, что с 1 июня 2018 г. акцизы на нефтепродукты будут уменьшены, благодаря чему должен замедлиться рост цен данной группы товаров до конца года.

Уменьшились расценки и на плодоовощные продукты, что несколько замедлило годовую продовольственную инфляцию до 0,4%. В мае месяце подобная тенденция неразрывно была связана со стремлением сохранить высокие объемы предложения продовольственной продукции.

Инфляционные ожидания, высказанные населением и отдельными предприятиями, несколько увеличились, что многие неразрывно связывают с повышением цен на бензин. Учитывая, что апрель характеризовался ослаблением национальной валюты, можно говорить о том, что динамика инфляции зависит в определенной степени от воздействия инфляционных ожиданий. В самом ближайшем будущем цены будут построены уже основываясь на сформированном уровне валютного курса и стоимости нефтепродуктов.

Если верить оценкам Центробанка, то те налоговые изменения, которые планируются сегодня, способны увеличиться примерно на 1%. Подобный эффект может быть частично реализован уже в 2018 г.

Нейтрализация денежно-кредитных условий

Денежно-кредитные условия страны почти не являются каким-либо сдерживающим фактором при формировании динамики спроса инфляции и кредита. Образованы подобные условия традиционно под воздействием тех решений о снижении ключевой ставки, что были приняты раньше в соответствии с постепенным ростом кредита потенциальных заемщиков. Таким образом не возникает рисков для финансовой и ценовой стабильности, а депозиты не утрачивают своей привлекательности перед населением с учётом тех процентных ставок, которые действуют сегодня.

Предложенные налогово-бюджетные меры для инфляции подразумевают незначительное замедление перехода к нейтральной денежно-кредитной политике. Достаточно просто сохранить незначительную степень жесткости подобных условий для того, чтобы выставить ограничение масштабам вторичных эффектов от действующих налогов и стабилизировать годовую инфляцию до 4%.

Экономическая активность

Темп прироста ВВП за первый квартал текущего года составил 1,3%, тогда как месяц март демонстрировал совершенно иной подход. Подобное несовпадение связано с тем, что инвестиции основного капитала увеличивались медленно по причине сокращения объема строительных работ и пересмотра роста темпа по сведениям за прошлый год.

Апрельские показатели производственной и инвестиционной активности были значительно улучшены, так как экономическая активность временно была замедлена в марте 2018 г. Учитывая перечисленные критерии, Центробанк решил сохранить прогноз темпов прироста ВВП на уровне 2% даже для 2019-2020 гг. Вероятно, далее прогноз Банка России будет несколько скорректирован под влиянием детальной оценки экономической динамики комбинации налоговых бюджетных мер, заявленных для середины июня 2018 г. Далее существует риск того, что деловая активность будет несколько заметнее, однако если запланированные Центробанком меры будут успешно реализованы, то перспективой станет рост экономики, который должен увеличиться по сравнению с действующим прогнозом.

Инфляционные риски

До конца будущего года баланс должен переместиться гораздо ближе к инфляционному. Основные опасения неразрывно связывают с эффектом принятия налоговых бюджетных решений, дополнительно активизирующихся определенными внешними факторами. Если рассматривать конкретные налоговые меры, то можно отметить, что Центробанком будет уделяться особое внимание оценке вторичных эффектов, к числу которых относится реакция инфляционных ожиданий. Масштаб последних сегодня оценить довольно сложно.

Если рассматривать внешние условия, то можно заметить демонстрацию увеличенного роста доходности большинства развитых рынков мира. Подобные геополитические факторы могут стать предпосылками к увеличению волатильности на финансовых рынках и оказать воздействие на инфляционные и курсовые ожидания. Оценка перечисленных рисков Банком России пока никаким существенным изменениям не подвергалась, они по-прежнему остаются умеренными. В будущем принятие решения по ключевой ставке будет зависеть от оценки динамики инфляции существующих рисков, а также развития экономики по отношению ко всем прогнозам, которые давались ранее.

Пресс-служба
Наверх