Все больше банков предлагают своим клиентам кредиты нового типа. Прибыль по ним полностью зависит от успешности взыскания долгов. Чем обернется это для российского рынка розничного кредитования? У коллекторов точно появится много работы.
В 2017 году два отечественных банка предложили своим клиентам принципиально новые продукты – так называемые «карты рассрочки», в названиях которых фигурируют слова «бесплатный», «беспроцентный». Однако такие кредиты предполагают немалые штрафы за просрочку регулярных платежей. Некоторые эксперты опасаются, что через год-два получатели новых карточек пополнят ряды проблемных заемщиков, став мишенью для коллекторов.
На протяжении последних лет российский рынок розничного кредитования стабильно снижался. Столкнувшись с серьезным просрочками и невыплатой долгов в 2015-2016 годах, банкиры ужесточили требования к заемщикам. Фактически, получить потребительский кредит или пластик с кредитным лимитом сегодня могут только действующие клиенты банков с продолжительной хорошей кредитной историей. По завершении минувшего года аналитики отметили почти нулевой прирост розничных кредитов без обеспечения. Небольшой «плюс» здесь обеспечила лишь ипотека с государственной поддержкой.
И вот теперь два банка вывели на рынок неизвестный ранее продукт – карты рассрочки. Получатель карты может беспроцентно использовать кредитные средства банка для покупок у магазинов-партнеров. Нейминг каждого из новых продуктов содержит месседж для клиента – это «бесплатные» деньги. Доход банков в этом случае формируется только за счет агентского вознаграждения от платежных систем, а также партнерских организаций. Безусловно, этот доход кратно ниже, чем от традиционных кредиток. То есть крупные кредитные организации создали высокорисокванные и малодоходные продукты. Неужели они решили заняться благотворительностью и поддержать потребителей на фоне неблагоприятного экономического климата?
На самом деле, действия банкиров основаны на точном расчете: клиент сможет бесплатно использовать деньги только в период рассрочки, то есть – не больше года. После этого кредиторы начинают выписывать немалые штрафы за просрочку – 35-40% годовых, что сопоставимо с самыми дорогими кредитными продуктами на рынке. Вдобавок к штрафам за несвоевременное погашение долга в тарифных планах содержатся санкции за «технический овердрафт», который возникает из-за перерасхода превышения лимита по расходу средств.
Можно предположить, что на этапе раскрутки новых продуктов банки-эмитенты «беспроцентных карт» существенно снизили требования к заемщикам. Поскольку возможности использования такой карты ограничены небольшим кругом партнерских торговых точек, для получения прибыли банкирам нужно привлечь как можно больше клиентов. Когда первичный пул заемщиков будет набран, кредитные организации, скорее всего, станут увеличивать долю отказов по заявкам. Развиваться дальше они смогут за счет фокусировки внимания на действующих держателях пластика и расширении кредитных лимитов для них.
Сегодня на отечественном рынке конкурируют лишь два продукта с беспроцентными картами. Однако все больше банков заявляют о желании повторить путь первопроходцев, поэтому в дальнейшем число таких игроков будет увеличиваться. Перегрев рынка в этом новом сегменте может привести к тому, что через пару лет коллекторы столкнуться с принципиально иным видом долгов – просроченной рассрочкой.
Качество заемщика нового типа можно спрогнозировать исходя из условий предоставления продукта: паспорт, СНИЛС, минимальный стаж работы на последнем месте, широкие возрастные рамки – от студентов до пенсионеров. Поэтому некоторые эксперты считают, что «рассрочники» будут платить хуже получателей традиционных кредиток, так как платежная дисциплина в данном случае похожа на POS-кредитование: почти мгновенное одобрение кредита и покупка товаров магазинов-партнеров. Правда, в отличие от POS-кредитов, новые карты должны получить более широкое распространение. Их будут принимать продуктовые магазины, кофейни и онлайн-кассы.
Таким образом, по сравнению с традиционными кредитками, доходность карт рассрочки будет целиком зависеть от эффективности взыскания просрочки. Вероятнее всего, к этому этапу банкиры уже готовятся с учетом реалий нового закона 230-ФЗ «О защите физических лиц при взыскании долгов». Документ ограничивает число контактов взыскателя с должником, поэтому банки могут попытаться увеличить лимит писем и звонков за счет пакета дополнительных соглашений в заемщиком, где будет отдельно прописано число дополнительных коммуникаций в случае несвоевременной уплаты взносов.
Банки готовятся к сложному взысканию долгов, а одновременно с этим риторика их рекламных кампаний убеждает клиентов, что предоставляемые кредитные средства доступны и бесплатны. Плата за обслуживание, перевыпуск и sms-информирование по таким картам, как правило, не взимается.