МФО продолжают выдавать займы всем без исключения, в том числе и гражданам с плохой кредитной историей, а также с большой суммой задолженности. В ходе исследований было выявлено, что более 85 % таких займов выдается микрофинансовыми организациями. И лишь остальные 15 % оформляются через банки. И это несмотря на то, что заемщик не выплачивает задолженность более 90 дней по своими старым долгам. Три месяца невыплаты – это считается уже критичной отметкой, когда должник не может расплатиться по своим финансовым обязательствам. Тем не менее данный факт никого не останавливает.
Анализ, проведенный Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) показал, что за первый квартал 2018 года российские граждане оформили свыше 2.5 млн. кредитов и займов на различные цели: потребительские кредиты, ипотека, личные нужды и другое. По сравнению с прошлым годом, этот показатель значительно вырос и составил 18 %. Общая сумма кредитов и займов составляет 33.8 млрд. рублей, что на 30 % больше по сравнению с прошлым годом. Возросла так же и сумма самого займа, приходящаяся на одного заемщика, и составляет она более 12 тысяч рублей. Иными словами, граждане стали брать больше кредитов, но обязательства по погашению этих займов несколько снизились, что несет для любой кредитной организации определенный риск.
Для финансовых организаций в первом квартале 2018 года показатель индекса кредитной сознательности приблизился к максимальным посткризисным значениям, которые были достигнуты весной 2017 года. На конец первого квартала индекс оказался на общей отметке в 0,8 %.
Несмотря на то, что займы стали доступны для всех граждан, качество портфеля МФО улучшилось – индекс кредитной сознательности вырос и продолжает сохранять положительную динамику.
Также микрофинансовые организации вводят и предлагают для своих заемщиков новые продуктовые линейки: POS-кредитование, а также услуги ломбардов (обмен старого золота на новое, сдача ювелирных изделий в ломбард и т.д.). Для граждан эти продукты также находятся привлекательными, и они их используют в полной мере. Стоит отметить, что новые линейки не всегда характерны для отрасли услуг. Тем не менее все это способствует увеличению среднего чека.