В России за последнее время резко активизировались телефонные мошенники. Только за первое полугодие 2020 года операторы получили от Центробанка запрос на блокировку более 9700 номеров, с помощью которых злоумышленники выманивали у граждан деньги. Это почти в 4 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года. Эксперты прогнозируют, что волна подобных действий пройдет и в ближайшие месяцы. А предупрежден – значит вооружен. Кто такие «черные операторы», какими методами они действуют и как не стать жертвой хитроумных мошенников – в нашей статье.
Как действуют «черные операторы»
Большая часть мошенников использует проверенную временем методику – звонок по подменному номеру от кредитно-финансовой организации. За счет этого на злоумышленников, как правило, непросто выйти. Можно выделить самые распространенные виды мошенничества по телефону:
-
Звонок от службы безопасности банка – жертве сообщают, что по его счету проводится проверка и требуют сообщить данные карты. В противном случае, счет или карта будут заблокированы.
-
Заботливый «сотрудник» – со счета клиента якобы производится перевод средств. При этом источник списания вообще может находится в другом городе. Чтобы обезопасить деньги, клиент должен предоставить данные по банковской карте.
-
Лже-покупатель – ловит тех, кто продает что-либо в интернете и оставляет свой номер в карточке товара. Мошенник запрашивает номер карты и трехзначный код CCV, чтобы «перечислить» продавцу нужную сумму.
-
Ложный Сбербанк – с подменного номера жертва получает СМС, текст которого начинается с 900 (официальный номер Сбербанка). В сообщении говорится о блокировке карты или списании средств и необходимости отправить в ответ личные данные. Человек в таком случае реагирует именно на число 900, так что СМС не вызывает у него подозрений.
В 2020 году в Сбербанк поступило почти 3 млн запросов от граждан по поводу действий телефонных мошенников. Примечательно, что попытки взлома осуществлялись с так называемых тюремных «call-центров». Более того, по данным экспертов банка, «черные операторы» действуют почти в каждом исправительно-трудовой организации России.
Как выясняется, на удочку мошенников ловится немало доверчивых граждан. За первые два квартала 2020 года обман по телефону принес злоумышленникам почти 4 млрд рублей. Однако вернуть удалось лишь около 500 миллионов.
Почему «черных операторов» стало больше
Эксперты уверены, что активизация мошенников связана с активным переходом на удаленную работу и самоизоляцию из-за пандемии коронавируса.
В ЦБ связывают такой рост мошенничества в интернете с периодом самоизоляции. Многие постоянно пользуются дистанционной оплатой товаров, указывая в формах покупки номера своих телефонов. Которые затем попадают в руки телефонных мошенников.
При этом на удаленку свои отделы безопасности перевели и многие кредитно-финансовые организации. Из-за этого не всегда удается отследить хищения личных данных в банковских системах.
Проблему мошенничества по телефону в России пытаются решить на государственном уровне. В октябре 2020 года в Госдуму внесен законопроект, который позволит бороться с телефонными мошенниками, использующими подменные номера. В первую очередь, в исполнение закона будут вовлечены мобильные операторы, которые должны вычищать из своих баз мошеннические номера.
Как распознать «черных операторов» и не стать их жертвой
Понять, что звонит телефонный мошенник, вы можете по следующим признакам:
-
Обилие информации – звонящий вводит жертву в стрессовое состояние, говорит быстро и много.
-
Запугивание – угрозы блокировки номера.
-
Жажда наживы – иногда мошенники завлекают доверчивых граждан выигрышами, щедрыми скидками и акциями, которые проводит банк.
Вы легко сможете пресечь разговоры с телефонными мошенниками, если будете соблюдать простые правила. Если вам позвонили с незнакомого номера и сбросили, не перезванивайте. Если начался диалог с «сотрудником банка», попросите его сообщить ФИО, должность и контактный номер. После чего повесьте трубку и перезвоните по номеру своего банка и проверьте информацию. Помните, что настоящий банк никогда не запросит у вас данные карты – они и так есть в системе.