Значительная часть пользователей сервисов онлайн-займов (17,5%) планирует дарить на Новый год парфюмерию либо косметику. Далее в рейтинге оказались сертификаты на покупки, приобрести их к празднику собираются почти 16% заемщиков. Примерно столько же людей (15,4%) намерены дарить своим близким и друзьям бытовую технику и электронику. Такие данные были получены при опросе на одном из популярных сайтов, в ходе которого аналитики решили узнать, какие подарки выбирают клиенты МФО, а также какую сумму каждый из них готов потратить при подготовке к празднику.
Помимо перечисленного выше, многие участники опроса сделали выбор в пользу разнообразных сувениров. Не менее 15% онлайн-заемщиков МФО планируют приобрести в качестве подарка приятные мелочи вроде игрушек или оригинальных свечей. Почти 14,5% респондентов желают порадовать своих близких спортивной одеждой, клюшками, коньками либо другими вещами для занятий спортом. Еще 8,5% опрошенных собираются дарить своим близким и друзьям необычные аксессуары, дорогую верхнюю одежду. Дарить в Новый год книги планируют всего 6,2% заемщиков, еще меньше – 4,3% – собираются презентовать друзьям туристические путевки. Оставшиеся 2,7% участников исследования сообщили, что выберут другие виды подарков.
Среди распространенных подарков отдельно следует упомянуть фитнес-трекеры, теплые свитеры с оленями, bluetooth-наушники и книгу «Ленин: Пантократор солнечных пылинок», написанную Львом Данилкиным.
Что касается размера возможных затрат при праздновании Нового года и приготовлениях к нему, то клиенты МФО в ходе опроса указывали общую сумму, включающую подарки, продукты для стола с угощениями, украшения для дома и новогоднюю елку. По данным аналитиков, 7,3% опрошенных намерены уложиться в бюджет до 5 тыс. рублей. Четверть респондентов готова потратить вдвое больше – до 10 тыс. рублей, 29% запланировали новогодние торжества на сумму до 15 тыс. рублей.
Внушительная часть клиентов сервисов онлайн-займов готова потратить на Новый год намного большие суммы. Так, 12,3% заемщиков намерены уложиться в бюджет до 20 тыс. рублей, 6,1% опрошенных готовы потратить до 25 тысяч. Раскошелиться более чем на 25 тыс. рублей планируют 14,6% участников опроса. И только 5% респондентов не готовы потратить в Новый год ни копейки.
Аналитики отмечают, что результаты опроса демонстрируют характерную для жителей России склонность к значительным расходам на празднование Нового года. При этом сегодня увеличение затрат для подготовки к празднику мало связано с ростом цен, инфляция за последний год заметно ослабла. Если рассматривать так называемый «индекс салата оливье», то он, согласно расчетам Банка России, повысился за год всего на 2,1%. Примечательно, что для приготовления «селедки под шубой» россиянам придется потратить почти на 1% меньше денег, чем годом ранее.
Вместе с инфляцией снизились и темпы общего сокращения реальных доходов населения нашей страны. В октябре 2017 года этот показатель составил 1,3%, тогда как в 2016 доходы россиян упали почти на 6%. Можно сказать, что «многим есть что праздновать и есть чем праздновать», – добавляют эксперты. Они считают закономерным, что 50% людей видят улучшения в экономике страны, и потому готовы увеличить праздничные расходы до 10–15 тысяч рублей, то есть до 28–42% от средней зарплаты по своему региону.