Бытует мнение, что МФО — настоящее зло во плоти. Дескать, представители этих организаций готовы пойти на самые крайние меры, чтобы вернуть одолженные россиянам средства, а также набежавшие сверху баснословные проценты, которые, кстати, вырастают буквально из ничего. Но стоит признать, что такая точка зрения является преувеличением. Например, малому бизнесу иногда получить заем в микрофинансовой организации и проще, и дешевле, чем в банке. И это при том что средняя заработная плата клиента МФО практически не отличается от того же показателя, применимого к клиенту банка.
Аналитики уверены, что причина страха россиян перед МФО заключается в том, что весь рынок микрокредитования долгое время совершенно не заботился о собственном имидже. А сейчас представители сферы просто пожинают урожай, взращенный негативными слухами и публикациями. Об этом рассказала Екатерина Глебова, занимающая должность экономического советника пресс-службы Банка России. Она выступила с соответствующей речью на VII форуме СРО «Единство» в Казани.
Глебова считает, что потребители запуганы, поэтому стараются избегать МФО. Да и представители среднего и малого бизнеса совсем не верят в эффективность сотрудничества с микрофинансовыми компаниями. И это даже при учете пропаганды их услуг со стороны Центробанка. Его механизмы сейчас как раз помогают поддержать МСБ, представители которого хотят взять займ в МФО.
Регулятор прекрасно справляется с оценкой имиджа микрофинансового рынка. В 2016 году представители ЦБ стали проводить информационные кампании, направленные на повышение лояльности потребителей по отношению к МФО. Огромное внимание уделяется финансовой грамотности. Вопрос о том, как правильно брать займы, стоит не на последнем месте.
В 2017 году был запущен проект Банка России и РИА «Россия сегодня», предназначенный для региональных журналистов, работающих в финансовой сфере. Но проблема заключается не только в финансовой грамотности самих представителей СМИ. Люди охотно обвиняют МФО во всех смертных грехах. Спикер подчеркнула, что и у региональных СМИ имеется тот же пробел в знаниях, ведь большинство журналистов популярных изданий не имеют специальных знаний в сфере финансов. Им приходится разбираться уже в процессе подготовки материала.
Так и получается, что тексты содержат прямые или завуалированные отсылки к тому, что причиной финансового краха многих россиян являются МФО. Екатерина Глебова уверена, что красочнее и правдивее всего имидж МФО сумели сформировать сотрудники радиостанций, поскольку в эфирах даются прямые цитаты экспертов рынка МФО.
Спикер уверена, что микрофинансисты нуждаются в своеобразной подушке безопасности при общении со СМИ. На улицах никто не будет рассказывать посторонним людям о том, как удачно удалось взять заем и своевременно его вернуть. И о том, как МФО выручили в трудный момент, тоже не сыскать информации. Зато о негативных переживаниях человек готов рассказать решительно всем, кто будет готов слушать. Да и посочувствовать всегда проще, чем за кого-то порадоваться. Именно так постепенно и сформировался миф о том, что МФО — зло, ходить в такие компании точно не надо.
Глебова поведала о том, что сейчас существует целый ряд стереотипов о микрофинансовом рынке.
Первый. В МФО можно взять лишь маленький заем под неподъемный процент. Но на деле большинство организаций могут предложить несколько разных продуктов заемщику, среди которых найдутся и те, которые по условиям оказываются ничуть не хуже банковских.
Второй. Небольшой заем на маленькую сумму вырастет в неподъемный долг.
Третий. Несмотря на ограничения по процентам, МФО доберут свое при помощи штрафов и комиссий.
Четвертый. Он же, пожалуй, самый страшный. Люди думают, что микрофинансовые организации собирают долги самыми жесткими методами. На самом деле проблемы могут возникнуть при передаче просроченных долгов компаниям, которые не были включены в реестр Федеральной службы судебных приставов и не являются коллекторами в официальном смысле. Центробанк намерен ограничить круг лиц, которые могут быть наделены правом заниматься сбором просроченных долгов. Это обязательно должны быть компании, надзор за которыми осуществит ЦБ.
Пятый. Из-за небольшого займа можно лишиться квартиры. И действительно, деньги под процент могут выдавать сейчас юридические лица, если заем будет обеспечиваться залогом жилья и ипотекой. Центробанк также озабочен введением норм по выдаче ипотечных займов только компаниями, находящимися в реестре МФО Центробанка.
Шестой. Никто не хочет стать жертвой черных кредиторов. Таковые в стране действительно есть. И ЦБ собирается ужесточить штрафные санкции к таким компаниям вплоть до введения уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность организаторам.
Екатерина Глебова призвала граждан не молчать о существовании черных кредиторов, а сообщать о них в представительство Центробанка в вашем городе. Только совместными усилиями удастся сделать рынок МФО максимально комфортным для конечного потребителя.