Прошедший год ознаменовался странной тенденцией обращений к банкам и микрофинансовым организациям тех клиентов, кредитная история которых является испорченной. Крупные финансовые учреждения, давно функционирующие на рынке, постарались уменьшить процент одобрения подобных заявок, однако микрофинансовые организации поступили наоборот и увеличили долю выдачи займов подобным заемщикам. Таких клиентов они плохими не считают, как показывают итоги совместных исследований бюро кредитных историй и сервисов онлайн-кредитования.
Заявок, которые банки одобрили клиентам, имеющим просрочки более 90 дней, минувший год продемонстрировал меньше на 0,1 процент, тогда как МФО увеличили тот же показатель на 10%. По всем действующим правилам практически всем клиентам, допустившим просрочку более трех месяцев, банки отказывают, но в прошлом году делать это они стали гораздо чаще, и доля одобрения снизилась почти на 2%. Те, чья просрочка не достигала 90 дней, смогли получить кредит в прошлом году менее, чем в половине случаев. А вот процент одобрения в микрофинансовых организациях оказался гораздо больше и, в отличие от крупных банков, в прошлом году участники данного сегмента рынка увеличили количество выданных займов.
Почему микрофинансовые организации одобряют заявки тех, кто допускал длительные просрочки?
Эксперты, проводившие данное исследование, обращают внимание на то, что по заявкам имеющих просрочки до трех месяцев, процент одобрения оказался меньше, чем для тех, кто допустил просрочку более 90 дней. Естественно, что подобное положение вещей, когда одобрение клиентам с плохой кредитной историей всё-таки присутствует в большом количестве, кажется не совсем рациональным, так как люди с плохой кредитной историей получать займы не должны вообще. Однако, если рассмотреть сложившуюся на сегодняшний день ситуацию более детально, то можно выяснить причины подобного подхода. Речь идет о том, что хороших клиентов на рынке кредитования практически не осталось - такие показатели демонстрирует статистика, именно поэтому банковские организации и микрофинансовые компании вынуждены искать новые сегменты, привлекая как дополнительную селекцию даже клиентов, имеющих значительные просрочки. Выдавая займы таким заемщикам, кредитные организации реализуют собственное право реструктуризации проблемных активов, что является в данном направлении рынка достаточно распространенной практикой.
Заемщики, просрочившие кредит ранее, способны в будущем исправиться по мнению представителей МФО
Увеличение числа заявок от тех клиентов, которые уже имеют за плечами длительные просрочки, напрямую связано с моментом выхода из кризиса, так как именно в тот период многие не смогли сохранить кредитную историю в надлежащем состоянии. Однако потребность получать заемные средства никуда не делась, даже по цифрам можно увидеть, что в прошлом году число таких обращений банки и микрофинансовые компании увеличилось приблизительно одинаково. А вот реакция на такое проявление от крупных кредитных организаций последовала различная: первые поспешили уменьшить процент одобрения, а вторые - увеличить его практически на 10 пунктов. Несмотря на то, что длительность просрочки является немаловажной характеристикой, для микрофинансовой организации на самом деле она является не критичной, так как ситуация у каждого клиента может поменяться, и он снова перестает быть должником, переходя к статусу добросовестных заемщиков. Такое положение вещей естественно увеличивает риски, а потому подобная деятельность требует хорошего скоринга и наличия эффективного отдела взыскания.