Как показали недавние исследования, самое большое число клиентов сервисов онлайн-кредитования — это официальным образом трудоустроенные граждане, заработная плата которых составляет не менее 40 тысяч рублей. Для того чтобы получить портрет типичного пользователя микрофинансовых организаций, исследователи брали во внимание возраст, пол, образование, семейное положение и еще ряд критериев, характеризующих заемщиков.
Более половины клиентов онлайн-сервисов имеют высшее образование, а 58% от числа всех опрошенных — мужчины. Примечательно, что в сравнении с прошлым годом этот показатель увеличился с 56% до 58%. Наиболее популярны интернет-займы у молодых людей, возраст которых составляет 18–30 лет. Еще несколько месяцев назад таких было 50% от общего числа всех клиентов сервисов, а сейчас их количество выросло до 54%.
Немало заемщиков находится и в возрастной категории 31–40 лет, таковых ровно 25%. И именно эти люди являются самыми добросовестными клиентами, поскольку они берут заемные средства, после чего вовремя их возвращают, не нарушая условия договора. И с течением времени представителей этой категории становится все больше и больше, что свидетельствует о явном погружении мужчин и женщин от 31 до 40 лет в интернет-пространство вообще.
Людей старше 50 лет среди пользователей сервисов онлайн-займов сейчас меньше всего, но их количество постепенно увеличивается. Так, в 2016 году всего 6% договоров приходилось на представителей старшего поколения, а за 2017 — на 2% больше. Выросло за прошедший год и число одиноких пользователей, которые никогда не состояли в браке или успели развестись. Их больше половины среди всех клиентов компаний, выдающих онлайн-займы, то есть 55%. В прошлом отчетном периоде их было 51%.
Также наблюдается большое количество заемщиков с высшим образованием, таких насчитывается 53%. В целом образованные люди стали больше брать займов через интернет. Если по данным за прошлый год граждан, имеющих ученую степень, было 1,4%, то сейчас их 6%. Заемщики, получившие среднее специальное образование, составляют 24% от общего числа респондентов. Количество тех, кто может похвастаться только наличием среднего образования, составляет 2%.
Около 3% опрошенных зарабатывают больше 150 тысяч рублей. А доля наемных работников составила 71%. В 2016 таковых насчитывалось 74%. Гораздо активнее брать интернет-займы стали бизнесмены. Представители малого бизнеса составляют 24% всех респондентов, а всего 12 месяцев назад таковых было 20%.
Заработная плата 23% клиентов микрофинансовых организаций, работающих в интернете, составляет не более 30 тысяч рублей в месяц. Примерно 26% опрошенных могут похвастаться заработком в 30–40 тысяч. В промежутке от 40 до 55 тысяч зарабатывают 29% заемщиков, а тех, чья зарплата составляет свыше 55 тысяч рублей, среди клиентов онлайн-сервисов кредитования 19%. Количество граждан, зарабатывающих свыше 150 рублей и берущих микрозаймы, увеличилось на 0,01% достигнув 2,8%. Численное выражение этого показателя составляет более 50 тысяч человек. Примерно 10% клиентов имеют скромный заработок ниже 20 тысяч ежемесячно.
Давно укоренившийся миф о том, что основными клиентами микрофинансовых организаций являются малообеспеченные и неблагонадежные граждане, можно считать опровергнутым. Займы весьма удобны для всех категорий населения вне зависимости от уровня их доходов. Напротив, со временем благосостояние граждан, желающих «перехватить до зарплаты», только растет.