С начала июля текущего года вступают правила утвержденного базового стандарта осуществления микрофинансовыми организациями деятельности, операций на финансовом рынке. Данный документ теперь диктует правила, а также основные позиции осуществления сделок по предоставлению микрозаймов, привлечению организациями денежных средств физлиц. Многие участники рынка считают: данный подход поспособствует усовершенствованию ситуации привлечения вкладчиков банков. А вот какие изменения во взаимоотношениях будут между клиентами и МФО – уже вопрос.
В курсе чего должны быть заемщики
Для начала хочется отметить, что стандарт является обязательным к исполнению всеми компаниями, даже если у них есть членство в СРО.
При этом заемщики, в свою очередь, должны понимать, теперь:
- кредиторы обязаны предоставлять клиентам максимально подробную и достоверную информацию об условиях сделки. Т.е. больше никаких секретов. Потенциальный заемщик имеет полное право ознакомиться с условиями сотрудничества еще до его заключения. В понимании надежных деловых финансовых отношений это является базовым и безоговорочным. Не совсем добросовестные деятели рынка не следят за выполнением такого правила, клиент знакомится с соглашением уже после оформления сделки. Объясняют ситуацию так: договор можно найти на сайте, изучить аспекты сотрудничества;
- исключаются тайны вокруг страховки. При оформлении займа возможно включение в основной документ договора страховки. До его подписания человек имеет право ознакомиться с дополнительным документом, страхованием, предметом договора, какие страховые случаи включены, исключения из них и т.д. Т.е. если говорить простым языком, заемщик должен быть осведомлен о том, в результате каких случаев полученный им кредит будет погашен страховкой, а когда он может рассчитывать только на собственные силы;
- если МФО передает право требовать выплату займа третьему лицу, организация обязана поставить в известность своего клиента не позднее 15-тидневного срока;
- прежде чем выдать кредит, организация проводит обязательный анализ платежеспособности заемщика. Проверка проводится как по документам, которые предоставил клиент, так и по запросам в определенные органы для сверки, оценки данных. Компания может потребовать сведения из Бюро кредитных историй;
- принятое положительное решение действительно не более 5-тидневного срока. Учитываются только рабочие дни.
В курсе чего должны быть инвесторы
Что касается осведомленности инвесторов, то всю необходимую информацию им предоставляют кредитующие фирмы. Сюда относят сведения о текущем положении дел, бухгалтерскую отчетность как минимум за последние пять лет.
Эксперты считают: такой стандарт позволит инвесторам иметь исчерпывающую информацию о деятельности организации. У них есть возможность взвесить решение, прежде чем вкладывать свой капитал.
Компании получат возможность расширить, повысить эффективность своей ресурсной базы.
Инвесторы должны знать: договор привлечения денежных средств теперь обязательно имеет структуру, а именно, содержит данные:
- о сумме, сроке возврата займа;
- о размере процентов, под которые инвестируют денежные средства;
- о периодичности выплат процентов;
- об условиях досрочного снятия;
- об условиях, правилах досрочного расторжения договора или внесения изменений в него, либо пролонгации.
Немаловажным фактом является такой момент: если кредитор – налоговый агент, то данный факт обязательно обозначают в договоре, а также указывают порядок уплаты налогов с физических лиц.
Нарушит ли такая защита клиента права МФО
На данный вопрос трудно ответить однозначно. Как утверждают специалисты, скорее всего права МФО не нарушат.
Но, тем не менее, стандарт был принят на волне возмущений обманутых недобросовестными кредиторами, а также запуганных коллекторами людей. СМИ представили информацию так, что это и есть деятельность МФО.
Хотя стоило бы акцентировать внимание: все же права населения защищены, просто надо уметь правильно выбрать организацию.
В любом случае, как стандарт скажется на рынке микрофинансирования, покажет время. Все это важно принять во внимание.