МФО делают свои услуги более доступными для населения

МФО являются важными участниками финансового рынка, что на территории России, к сожалению, не оценено по достоинству. Исследований о том, как влияет рынок МФО на гражданские и экономические институты, почти нет. Объединенное бюро КИ провело исследование, чтобы оценить вклад МФО к финансовым доступности и грамотности граждан, населяющих РФ. В качестве базы для исследования были взяты данные 314 млн. кредитных историй по 82 млн. заемщиков, что находятся на хранении у Объединенного Кредитного бюро.

Финансовая доступность

При проведении оценки было выявлено, что пятая часть населения не имеет доступа к разработанным банками финансовым продуктам. По причине отсутствия кредитной истории или того, что она плохая, банки попросту отказывают многим людям. На кредитную историю заёмщика значительное влияние оказывают и факторы макроэкономики. Большая часть населения может мгновенно остаться без доступа к финансовым продуктам по причинам, которые от них не зависят. У ОКБ есть информация, что в предыдущем году услугами МФО воспользовалось 200 тысяч человек, которым отрезали доступ на финансовый рынок.

Оценка уровня выдач

Количество человек, не имеющих доступа к стандартным финансовым инструментам, и потому обратившихся в МФО, стремительно возрастает. Прирост за 2 последних года составил 14%. Число банковских кредитов, которые были выданы клиентам после обращения к МФО, также выросло - 6% от всех выдач кредитных средств приходится на людей, которые пришли к банковскому кредитованию через микрофинансовые организации.

Период между выдачами в МФО и банке

Средний отрезок времени, по истечению которого получатель микрозайма может обратиться в банк за кредитом, составляет 3 месяца. Большая часть кредитования в банках происходит от 35 до 125 дней с даты получения займа внутри микрофинансовой организации – 63,44% от всех выданных кредитов передано таким заемщикам. Как показывает практика, достаточно всего месяца, чтобы человеку, которому раньше оказали в получении кредита, его одобрили.

Кредитные карточки с лимитом от 10 до 50 тысяч занимают превалирующую часть кредитования, равно как и кредиты наличными средствами суммой более 100 тысяч рублей. Заемщики обращаются за кредитами на автомобили (средней суммой 650 тысяч рублей) и ипотекой, которая по средним показателям составляет 1,7 миллиона рублей. При этом просрочку по ипотеке и автокредитованию они не допускают, а просрочка за 3 месяца по 30 дней на потребительские кредиты суммой свыше 100 тысяч составляет всего 2,6%.

Доля заемщиков МФО, которым закрыт доступ к другим финансовым институтам, возрастает. В декабре 2017 года эта цифра увеличилась в 3 раза. МФО, по-прежнему, являются единственным инструментом, с помощью которого люди могут решить непредвиденно возникшие проблемы. У МФО, работающих в онлайн-секторе, есть больше данных для анализа заемщиков без КИ либо с плохой КИ.

На сегодняшний момент больше трети онлайн-займов выдается на срок несколько месяцев, их суммы приближаются к небольшим потребительским кредитам. К ним получают доступ те клиенты, которые уже занимали средства в компаниях на короткий срок. Банки видят успешную оплату такого займа и оценивают способность человека оплатить кредит.

Финансовые грамотность и дисциплина

Внутри исследования была проведена оценка платежеспособности потребителей, которые пришли к банку после микрозаймов. Сравнивались надежные плательщики и клиенты с плохой КИ или её отсутствием, которые не обращались в МФО.

Платежеспособность после займа в МФО

Полученная информация говорит о том, что финансовая дисциплина оздоровленных через микрозаймы клиентов выше, чем тех, которые не обращались в микрофинансовый сектор. Микрофинансовые организации повышают финансовую грамотность населения. Большая часть из них применяет понятные интерфейсы взаимодействия с пользователем.

По полученным данным, более 95% подобных клиентов не допускает просрочки более 30 дней за период 3 месяцев, более 93% клиентов - просрочки 90 дней за период 12 месяцев. Самые низкие показатели по пропуску сроков зафиксированы на 4 квартал 2015 г. Обе категории клиентов допускают просрочку 30 дней за последние 30 месяцев реже, чем просрочку 90 дней за последние 12 месяцев. Значительную просрочку допускали клиенты банков во втором и третьем квартале 2015 г., что стало последствием макроэкономических факторов.

Пресс-служба
Наверх