Для микрофинансовых организаций на рынке кредитования постепенно ужесточаются условия. Уполномоченные органы тщательно отслеживают их деятельность, устанавливают более строгие требования:
- ограничивается размер максимальной процентной ставки;
- увеличиваются штрафы за противозаконные действия;
- контролируются источники инвестирования;
- отслеживаются способы рекламы услуг и пр.
Для осуществления контроля осуществляется проверка отчетности МФО.
Главный источник информации для регулятора - отзывы клиентов. Несмотря на строгое регулирование сферы микрокредитования, кредиторы допускают ошибки умышленно или ненамеренно. Если вы пережили негативный опыт взаимодействия с кредитной организацией, не стоит об этом молчать. Есть несколько инстанций, куда можно пожаловаться на неправомерные действия с их стороны.
Куда можно направить жалобу
Микрофинансовые компании могут предоставлять клиентам недостоверные сведения при подписании договора, умышленно скрывать дополнительные комиссии, передавать личные данные клиентов третьи лицам без их ведома, применять незаконные способы при взыскании долга и т.д. О таких и подобных нарушениях можно сообщить:
- в Центробанк;
- в СРО;
- финансовому омбудсмену;
- в Роспотребнадзор;
- в Роскомнадзор;
- в ФАС;
- в ФССП.
Центробанк и СРО
В первую очередь жалоба направляется регулятору - в ЦБ РФ. После этого необходимо узнать, в какой саморегулируемой организации числится кредитор, и направить обращение туда. Обычно эта информация есть на официальном сайте МФО.
Самая распространенная СРО - "МиР". Чтобы подать жалобу, необходимо открыть их официальный сайт и выбрать раздел "Клиенту МФО". В выпадающем списке будет доступна кнопка "Пожаловаться на МФО". Система будет направлять действия пользователя, чтобы тот смог оформить обращение.
На сайтах других СРО ("Микрофинансовый Альянс", "Единство") также есть функция подачи жалобы в режиме онлайн.
СРО занимаются рассмотрением большинства претензий заемщиков к МФО. Самыми распространенными из них являются:
- отсутствие регистрации в реестре регулятора;
- скрытые комиссии;
- изменение условий соглашения в одностороннем порядке без ведома клиента и пр.
Обычно здесь можно получить ответ быстрее, чем в Банке России. Если специалисты не смогут решить вашу проблему, они подскажут заявителю, куда он еще может обратиться.
Финансовый омбудсмен
Если вопрос клиента имущественного характера, его проблему может решить финансовый управляющий. Такое правило было принято в 2020 году и действует в отношении споров на сумму до 500 000 рублей.
Уполномоченный принимает жалобы до начала судебного процесса и после того, как самостоятельные попытки клиента договориться с кредитором оказались тщетными. Если МФО не реагирует на попытки заемщика уладить конфликт, можно предпринимать действия.
Финансовый управляющий занимается решением вопросов, связанных с неправильным расчетом переплаты, игнорированием внесенных гражданином денег и т.д.
Если финуправляющий постановил какую-либо меру в отношении МФО, она обязательна к исполнению. Если кредитная компания отказывается это делать, дело передается в суд.
В некоторых микрокредитных компаниях есть свои финансовые омбудсмены.
Роспотребнадзор
Ведомство принимает жалобы, когда кредитор нарушает условия кредитного соглашения. Например, когда навязываются платные услуги, информация о займе умышленно скрывается или предоставляется не в полном объеме, начисляются штрафы и комиссии без уведомления клиента.
Роскомнадзор
Структура занимается рассмотрением вопросов, связанных с нарушением российского законодательства. В его компетенции ситуации, когда МФО отправляет рекламные материалы после отказа клиента, нарушает соглашение об обработке персональных данных.
ФАС
Сюда можно пожаловаться, если в рекламном предложении кредитор озвучивает другие условия, отличие от реальных или не сообщает сразу полную стоимость займа.
ФССП
Ведомство занимается решением вопросов, связанных с неправомерными действия кредитора по взысканию задолженности. Например, когда коллекторы нарушают закон, используют недопустимые меры: если кредитор работает нелегально, это повод для обращения в правоохранительные органы. Также в полицию необходимо обращаться, когда со стороны кредитной компании поступают угрозы, шантаж, вымогательство. Такие проблемы решаются в судебном порядке.
Если вы планируете оформить микрозайм, к выбору кредитора нужно подходить очень ответственно. Ознакомьтесь с отзывами других заемщиков, убедитесь, что компания числится в официальном реестре Центробанка. ООО МФК "ЭкспрессДеньги" работает в полном соответствии с законодательством РФ. Условия кредитования прозрачны без скрытых комиссий, страховок, навязанных дополнительных услуг. Честность в работе с клиентами - наш главный принцип, т.к. мы дорожим своей репутацией.