Становясь старше, представительницы женского пола начинают активнее брать заемные средства через интернет. Но привязана ли частота оформления займов к полу, к которому принадлежит заёмщик?
Женщины двигаются от 33% к 60%
Исследования показали, что взаимосвязь пола и частоты оформления займов связаны очень заметно. Эксперты МФО проследили, что, чем старше возрастная группа, тем больше в ней число женщин. Исследование было специально проведено на основе анализа данных действующих и бывших клиентов за три года.
Единственное исключение наблюдается в возрастном диапазоне от 20 до 24 лет, но оно только сильнее подтверждает выведенное правило. Если среди наиболее молодых средства занимает только каждая третья девушка, то в пожилом, пенсионном возрасте занимают средства уже 3 из 5 женщин.
Постоянство доминирует над демографией
Конечно, наиболее очевидное объяснение всему процессу - демографические изменения. Мужчины рождаются чаще, но из-за более высокого процента смертности их доля в общем списке заметно уменьшается с возрастом. При изучении демографических данных с территории России заметно, что среди мужчин наблюдается всплеск смертности, в то время как полоса смертей среди женщин движется более плавно, без резких скачков. Резкое повышение начинается только среди представительниц прекрасного пола, которые дожили до 50 лет. Утверждения Всемирного банка только подтверждают сказанное - немногим более половины россиян, всего 57% доживают до рубежа в 65 лет. Разумеется, с возрастом получается так, что одиноких женщин становится больше. Их финансовая активность, если судить по статистике, тоже возрастает - им приходится брать на себя то, чем раньше занимались мужчины.
Стоит добавить, что по данным последних нескольких месяцев (отрезок за январь-февраль) эта тенденция очень ярко заметна именно в возрастных сегментах. По сравнению с показателями за 2015-2017 годы доля клиентов прекрасного пола в возрасте от 50 до 54 лет выросла на 1,4%, в возрасте от 55 до 59 лет - возросла на 3,8%. Женщин от 60 и старше стало больше на 4,7%. Конечно, такому возрастанию способствует и то, что люди пожилого возраста постепенно узнают информацию о возможностях дистанционного кредитования.
При этом специфика демографии так или иначе влияет на глубину взаимодействия людей с сервисами. Если исследовать данные МФО за 2017 год, повторно оформленными за прошедший год были уже 78,8% от общего числа средств, выданных за год. Так что можно говорить о том, что постоянные заемщики приобретают всё больший вес для кредитных организаций. Гендерная специфика проявляется и здесь: мужское присутствие среди числа заёмщиков постепенно растёт, и именно они за последние несколько лет становятся постоянными пользователями активнее (за 2 года показатель вырос на 2,8%, а среди новичков их прибавилось всего на 2,1%).
Значительная часть клиентов онлайн-займов в прошедшем году (77% от общего количества одобренных заявок) относится к возрастному сегменту младше 35 лет. В этот период времени влияние негативной демографии на мужскую половину населения минимизировано. Поэтому повышение уровня активности молодых мужчин в сфере финансов и их склонность к планированию расходов на длительный срок стоит признавать основным двигателем дистанционного микрофинансирования. А вот постепенный рост популярности онлайн-кредитования среди женщин (пусть оно даже и заметно увеличивается с возрастом), сейчас всё ещё нельзя считать мощным экономическим драйвером, хотя их значимость недооценивать тоже не стоит.