Исследование клиентов микрофинансовых организаций

Портрет среднестатистического заемщика микрофинансовой организации зависит от экономического положения региона, типа города и численности населения. К таким выводам пришло Национальное агентство финансовых исследований, или коротко – НАФИ, которое по заказу Международной конфедерации обществ потребителей провело аналитическое исследование данного рынка.

В исследовании участвовали города трех типов, специально подобранные таким образом, чтобы было значительное различие экономических характеристик. Этими городами выступили: Москва - крупнейший мегаполис, Зеленодольск, Каменск-Уральский, Нефтекамск, Новоалтайск – моногорода (основная часть населения задействована на одном предприятии), Тольятти, Курган, Липецк, Волгоград – города категории С, так называемые «депрессивные» городские центры, экономика которых оказалась нестабильной в результате кризиса.

Процентное соотношение заемщиков по половому признаку является общим для городов всех типов и составляет 65% к 35%, женщины пользуются этими услугами чаще.

Каждый второй клиент столичных МФО – гражданин от 31 года до 45 лет, который имеет высшее образование. Чаще всего среди пользователей услуги «займы до зарплаты» среди москвичей встречаются специалисты среднего звена. На обязательные ежемесячные платежи (налоговые вычеты, оплата коммунальных услуг и др.) они тратят менее 20% от своих доходов.

Клиенты микрофинансовых организаций среди городов категории С и моногородов схожи между собой, но сильно отличаются от московского среднестатистического заемщика. «Займы до зарплаты» здесь также популярны среди людей среднего возраста (31 год - 45 лет), но кроме них, так же и среди молодежи (18 – 30 лет). Образование, преимущественно (около 70%), у этих клиентов среднее, либо среднее специальное. Высшее образование имеют только 25% заемщиков. По профессиональному критерию можно выделить основную группу, пользующуюся услугами МФО – это рабочие. На обязательные платежи у них уходит до 50% всех доходов.

Цели людей, обращающихся к микрофинансовым организациям, также зависят от типа населенного пункта, где они проживают.

Жители Москвы чаще всего (до 60%) берут займы для покупки престижных вещей: смартфон, брендовая одежда, украшения. В моногородах и «депрессивных» городах приоритеты другие. У жителей моногородов оформление займов порядка 30% случаев вызвано необходимостью погасить кредит или вернуть долг. В 28% его берут для покупки предметов первой необходимости или еды, 13% - на лечение, 10% - на ремонт (недвижимости или транспортного средства) и 8% для оплаты штрафов или налогов. На престижные цели, преобладающие в столице, микрозаймы в моногородах берут лишь 8% случаев, как и среди городов категории С. В «депрессивных» регионах немного другие цифры. Так, на ремонт жилой площади или автомобиля займы берут 15% клиентов МФО, еще столько же берут ссуды для оплаты налогов и/или штрафов. По 10% случаев целью оформления займов приходится на покупку еды или предметов первой необходимости, а также на лечение. 18% клиентов МФО в городах категории С руководствуются целью вернуть долг или погасить имеющийся кредит.

Следующие характеристики одинаковы во всех исследуемых городах.

У 11 % заемщиков размер их займа превышает ежемесячный доход в полтора раза, а у 15 % более чем в два раза. В итоге, 26% клиентов МФО берет денег больше, чем зарабатывает за один месяц. Треть заемщиков (33%) занимает сумму, превышающую половину месячных доходов.

Почти две трети клиентов микрофинансовых организаций (62%) могут назвать дневную процентную ставку по своему займу, 16%, а это почти каждый пятый заемщик, затруднились ответить на этот вопрос.

Три четверти заемщиков микрофинансовых организаций (78%) говорят, что никогда не допускали просрочек по выплате. 19% клиентов МФО задерживали выплаты, но считают, что смогут погасить задолженность в скором времени. Около 3% заемщиков не имеют возможности вернуть долг микрофинансовой организации.

Клиенты МФО имеют открытые банковские кредиты, включая кредитные карты. В столице их число составляет 58%; регионах – четверть от всех клиентов (25%), а среди «депрессивных» городов чуть больше четверти – 28%. Каждый четвертый заем оформлялся для того, чтобы оплатить предыдущий кредит, долг или заем.

Пресс-служба
Наверх