Финансовая доступность и грамотность населения резко увеличилась за последний год

Примерно третья часть населения России на данный момент пользуется дистанционным доступом к банковским счетам. Как показывает статистика, данный показатель увеличился за текущий год на 7,8 п. п. Цифровые и дистанционные финансовые услуги способны существенно компенсировать глобальный тренд, связанный со снижением числа точек физического присутствия финансовых компаний. Только за последний год количество отделений и филиалов кредитных организаций сократилось почти на 9%, то же самое произошло с отделениями почтовой связи. В то же время резко увеличилось число пунктов платежных агентов, которых стало больше более чем в два раза. Стоит отметить, что подобная тенденция наблюдается не только в России, но и по всему миру, что напрямую связано с развитием цифровых финансовых услуг.

Положение страны и населения на финансовом ранке на данный момент

Международный валютный фонд оценил положение России по итогам прошлого года как страны, являющейся одним из мировых лидеров, по определенным параметрам, характеризующим физический доступ населения к финансовой инфраструктуре. Стоит отметить, что по некоторым критериям РФ смогла опередить некоторые страны «Большой Семерки», а также все страны БРИКС.

Как показывает проведенный экспертами анализ, практически каждый третий взрослый россиянин хотя бы раз в жизни использовал кредит или заем. Наибольшую активность пользования кредитами можно наблюдать среди граждан от 25 до 59 лет, проживающих в городах, где численность населения составляет от 50 тысяч человек. Около 1/6 части взрослых Россия вкладывает собственные средства в кредитные организации, в данном направлении наибольшую активность демонстрирует население от 60 лет.

Уменьшается физическое присутствие банковских организаций и в небольших городах и селах, однако более распространенными становятся некредитные финансовые организации, такие как ломбарды и МФО, в которых можно получить заем. В таких населенных пунктах инвестирование в НФО собственных средств осуществляет только 0,6% населения, среди которого, опять же, преобладают пенсионеры, имеющие невысокий уровень дохода, в возрасте от 71 года. Риски такого размещения привлекают внимание Центрального Банка Российской Федерации, так как дополнительного государственного страхования вкладов в данном сегменте на данный момент нет.

Почти четверть от всех субъектов среднего и малого предпринимательства имеет активный банковский кредит, тогда как в НФО активных займов субъекты МСП практически не имеют - на их долю приходится всего 1,6%. Специалисты склонны расценивать столь низкую популярность недостаточной информированностью об указанном источнике финансирования. Депозитные услуги банков используются на данный момент 14% субъектов малого и среднего предпринимательства, тогда как средства в НФО размещают только 1,8%.

В период с мая прошлого года по май 2017 уменьшился и процент населения, пользующегося добровольным страхованием. Субъекты малого и среднего предпринимательства, напротив, стали обращать внимание на возможность страхования, среди них 40% используют такую возможность в обязательном порядке.

Отдельного внимания, по мнению специалистов, заслуживает финансовая грамотность населения, которая ощутимо повысилась за последний год. В частности физические лица стали понимать основные цели различного рода страхования, а также термины «инфляции» и «диверсификации риска». «Денежная иллюзия», «сложный процент» и «процентная ставка» оказались теми терминами, которые вызвали сложности у большинства опрашиваемых, и именно за счёт их незнания индикатор финансовой грамотности снизился на 0,12%.

Объяснить такое положение вещей в данном направлении можно еще и тем, что финансовые продукты и услуги постоянно усложняются, что оказывает определенное воздействие на изменение понимания и восприятия экономического содержания терминов.

Также проведенные опросы показали, что до 82,3% выросло число физических лиц, удовлетворенных сервисом, предоставляемым финансовыми организациями в процессе оформления тех или иных услуг. На 7,2 пункта увеличилось и число субъектов малого и среднего предпринимательства, по всем параметрам удовлетворенных работой тех же организаций, в которые зачастую приходится обращаться за кредитом или займом.

Пресс-служба
Наверх