Минфин ожидает пополнения госказны дополнительно на десятки миллиардов рублей в год благодаря введению нового наднационального цифрового налога. Причиной тому попытка "заставить" делиться сверхдоходами крупные транснациональные корпорации. Это будет первый проект такого уровня в сфере налогообложения, в котором заинтересованы уже 137 стран.
Заместитель Минфина РФ Алексей Сазанов на Московском финансовом форуме заявил, что в случае везения ожидаются поступления в размере десятков миллиардов рублей ежегодно. Для сравнения: доходы российского бюджета в 2020 году составили 18,722 триллиона рублей. Из-за несопоставимости национальных расходов и ожидаемого поступления некоторые аналитики считают, что все нужды федерального бюджета новая инициатива не компенсирует.
Налог называется наднациональным, потому что его налоговая база будет рассчитываться на единой международной площадке. Нововведение затронет таких гигантов как Google, Apple, Microsoft и другие компании. В такой реформе заинтересованы на уровне Организации экономического сотрудничества и развития, в которую входит 30 стран. При этом 137 государств заявили готовность подключиться к системе. Минимальная ставка, о которой говорят разработчики проекта, составляет 15%.
Вариантов схемы два:
- Pillar-1: проект обязывает платить налог там, где наиболее значительна клиентская база, безотносительно расположения компании.
- Pillar-2: план обязывает платить налоги не ниже, чем утверждённая глобальная ставка.
Минфин предлагал пересмотреть систему уплаты налогов ещё в 2019 году. Ведомство хотело, чтобы цифровые гиганты платили налоги там, где живёт их аудитория. По действующему законодательству нельзя заставить это сделать, поэтому федеральный бюджет остаётся без дополнительных денег, которые могли бы быть. Ещё одна причина, по которой введение налогообложения в стране нужно российским госорганам, – это возможность влиять на представительства в России. Сейчас при просьбе удалить тот или иной контент просят обращаться в головной офис, на который нет никаких рычагов влияния.
Дополнительное налоговое бремя является и мерой поддержки российским ИТ-компаниям. Оно входит во второй пакет мер российского государства для поддержки отрасли с кодовым названием "Цифровой налог". Это предполагает взимание дополнительной платы с тех цифровых компаний, которые собирают данные россиян и используют их в рекламной политике. Например, в целях формирования и показа контекстной рекламы.
Сообщается, что к концу 2021 года должны представить окончательное решение по выбору схемы уплаты денежных средств. Ожидается, что компаниям станет сложнее уклоняться от уплаты налогов, а они сами буду более справедливо распределяться между странами.