В период начала эпидемии микрофинансовые организации оценивали ее возможное влияние на их бизнес вполне оптимистично. Согласно проведенным ранее опросам, уровень опасений руководства МФО, если брать 10-балльную шкалу, составлял в среднем 4,8 балла.
Однако, после того, как президентом был продлен карантин, игроки микрофинансового рынка начали проявлять беспокойство. Тогда опросы показали новый уровень опасений - 5,5 баллов из 10 возможных. Это - средняя оценка, крайние значения которой для разных фирм были разными. Крупные игроки рынка были более спокойны и уверенны, в то время как более мелкие игроки выше оценивали вероятность негативного развития ситуации. В настоящий момент, когда ситуация с пандемией перестала быть острой, оценка степени рисков для МФО подошла к отметке в 3,6 балла. При этом 55% опрошенных фирм заявили о наличии ущерба за карантинный период. Но, к счастью, почти для всех он был незначительным. У оставшейся части МФО доходы не изменились.
Наиболее успешно пережили карантин подготовленные
Согласно исследованию, наименьшие потери в период карантина понесли те компании, которые должным образом подготовились к его наступлению. Их руководители предвидели вариант введения особого режима, который уже имел место в других странах, и приняли меры защиты.
Сотрудники МФО, благополучно переживших карантин, отметили, что работали над возможным кризисом буквально с начала тревожных событий в Китае. Они тщательно следили за развитием событий там и во всем мире, разрабатывали свои, использовали отработавшие успешно в других странах схемы преодоления проблем. Аналитики разработали возможные пути развития ситуации и планы по работе МФО при каждом из вариантов. Безотлагательно были протестированы новые способы вести дела. В частности, был получен опыт перехода на режим удаленной работы для большой доли сотрудников, были собраны данные о качестве связи в регионах присутствия. Вторая мера, предпринятая успешными компаниями, - это пересмотр отношения к рискам. Оцениваться потенциальные заемщики стали строже. С ростом числа отказов клиентам произошло и сокращение числа убыточных сделок.
Многие фирмы в период карантина не только не потеряли, но даже и увеличили собственную аудиторию клиентов. Компании, обладающие мощными ресурсами для онлайн-кредитования, получили больше заказов, чем обычно. Причиной тому стали клиенты, потерявшие в кризис возможности взятия займов в банках и МФО, работающих при личных встречах.
К сожалению, многим компаниям рынка микрофинансирования (в основном мелким) пришлось понести серьезные убытки. Изменение работы скоринговых систем, переход на онлайн-обслуживание, обновление подхода к рискам - эти и другие важные задачи для небольшого бизнеса решить оперативно почти невозможно. Поэтому те, кто остался на рынке, сохранили работоспособность только благодаря созданным ранее накоплениям.
Прогнозы
Большая часть (60%) МФО сейчас отмечают, что количество запросов на займы пока не стало равно параметру начала года, однако, они же рассказали, что вышли или почти вышли на докризисный уровень доходов. 27% экспертов полагают, что восстановить параметры работы экономика страны сможет за полгода, 45% специалистов склоняются ко мнению, что это возможно за несколько лет.
Готовность ко второй волне
90% экспертов считают, что новое ужесточение карантинных мер в ближайшее время еще вполне вероятно. И выжить в таких быстро меняющихся условиях сумеют только МФО с достаточным уровнем ресурсов. Используя весенний опыт, они смогут с помощью них оперативно приспособиться к реалиям. А вот небольшие и ослабленные компании будут вынуждены покинуть его в случае новой волны коронавируса.
Статистика
По данным ЦБ РФ на 25 августа в гос. реестре состоит 1591 компания, из них 2% пришли на рынок в июне–августе. В апреле–мае с рынка ушли 84 МФО, за второй квартал уже 123 МФО. В июле и августе были исключены из реестра еще 79 компаний. Если сравнивать с 2019 годом, то тогда в первом квартале закрылись 126 МФО, во втором квартале – 160.
Получается, что пандемия не вызвала обрушения на рынке микрофинансирования. Исследование показывает, что катаклизмы подобные нынешней пандемии помогут сильным компаниям стать еще сильнее и нарастить свою долю на рынке. Небольшие игроки, которые не смогут просчитать риски и быстро перестроиться под новые требования рынка, в случае введения новых карантинных ограничений будут вынуждены закрыться.