С 1 января текущего года стали действовать новые нормативы по предоставлению заемных средств населению в микрофинансовых организациях. Алексей Чирков, являющийся начальником управления регулирования Службы защиты потребителей Центробанка, рассказал о том, как будут защищаться права клиентов МФО и каковы требования самого ЦБ.
- Современные МФО имеют право работать с различными видами займов, например, для предпринимателей со ставкой от 8% ежегодно. Но куда более популярны «займы до зарплаты» с высокими ставками в 1–2% ежедневно и потребительские кредиты с коэффициентом от 30%. Стоит понимать, что при соблюдении сроков возврата даже для кратковременных займов переплата не будет большой. Цель таких кредитов — быстро получить деньги без лишней бумажной волокиты. К таким займам люди прибегают, когда других вариантов действительно нет. А для начинающих предпринимателей, которым отказывают «серьезные» банки, ссуда в МФО становится единственной возможностью получить средства. Также оформляя заем в МФО, человек получает возможность изменить свою кредитную историю в лучшую сторону.
- Новый базовый стандарт, защищающий потребителей, дает возможность регламентировать отношения микрофинансовой организации и клиента. Причем на всей протяженности сотрудничества. МФО сейчас обязаны сообщать всю информацию о компании и условиях предоставления каждого конкретного займа. Новый законодательный акт более глубоко рассматривает сотрудничество с некоторыми категориями людей, например, с инвалидами. Каждый офис организации должен быть оборудован перилами и пандусом. О решении конфликтов при невозврате долга в документе говорится отдельно.
- Контролировать соблюдение стандартов будут Банк России и СРО, причем это актуально, даже если конкретная МФО не состоит в саморегулируемой организации. В случае возникновения сложностей в трактовке стандарта, законотворцы обязуются пересмотреть спорные пункты в течение 1 года.
- Стандарт уделяет внимание вопросу закредитованности. Теперь гражданин не сможет получить более 9 займов или кредитов одновременно, а количество пролонгаций договора не должно превышать 7 раз. Это позволит сотрудникам МФО внимательно относиться к количеству одобряемых заявок, а самих заемщиков избавит от непосильной долговой нагрузки.