27% россиян готовы выдать мошенникам данные своей банковской карты

Как показали результаты опроса аналитиков НАФИ, проведенного в июле текущего года, примерно каждый четвертый житель РФ готов раскрыть постороннему человеку срок действия своей банковской карты и код CVV. С попытками мошенничества в сфере банковских операций за последние несколько лет столкнулся примерно каждый третий клиент банка — и большая часть мошеннических схем завязана именно на использовании информации о коде CVV и сроке действия карты.

Опрашивались респонденты старше 18 лет, проживающие в 50 регионах, 136 городах . Всего в опросе приняли участие 1 600 респондентов.

С какими рисками приходится сталкиваться держателям банковских карт

По результатам проведенного опроса примерно треть (31%) респондентов в том или ином виде сталкивались с мошенническими действиями:

  • 14% респондентов признались, что у них неизвестные лица стремились узнать по телефону информацию о карте, прикрываясь вопросами из социальной сферы;
  • 13% слышали просьбы о переводе денег на разные нужды, — помочь друзьям или родственникам, попавшим в беду, оформить выигрыш в лотерее, конкурсе;
  • 8% респондентов получали email, СМС с вирусами;
  • 6% опрошенных сталкивались с сообщениями о банковских операциях, которые ими не проводились;
  • 2% не понимают, как информация об их карте попала в руки злоумышленников.

Пострадали от действий мошенников 4% опрошенных, остальным удалось избежать потери денег. Приведем еще несколько фактов, установленных в ходе опроса:

  • наиболее часто действиям злоумышленников приходилось противостоять жителям СПб и Москвы (37% против средних по РФ 31%). В группу риска попадают клиенты банков 25-43 лет (порядка 35%), 41% — на руководящих позициях;
  • 1 россиянин из 10 знает, какие сведения безопасно сообщать банковскому сотруднику, — это номер, написанный на лицевой стороне карты, и имя-фамилия владельца карты (также обозначены на лицевой стороне);
  • 63% респондентов не готовы озвучивать в телефонном разговоре никакую информацию о карте, а 27% могут выдать банковскому сотруднику все, что ему интересно, включая срок действия карты, CCV-код и код из СМС;
  • самые подкованные в этом направлении — молодые люди 18-24 лет — 16% из них четко представляют, какую информацию сообщать можно, а какую опасно (для сравнения, в других возрастных группах этими знаниями обладает около 10%). Но респонденты 18-24 лет оказались еще и наиболее наивными, они готовы выдать незнакомцу по телефону всю информацию, которую он запросит — 34% против средних 27%. 72% респондентов старше 60 лет уверены, что любая информация должна быть конфиденциальна (среди всех возрастных категорий это 63%).

Руководитель по исследованиям НАФИ Алексей Комиссаров считает, что факт доверчивости россиян — это проблема недостаточного уровня просветительской работы. Эту работу должны выполнять банки, которые карты выпускают, например, сопровождать новые карты памятками с деталями. При этом, согласно опросу РБК, многие банки регулярно информируют своих клиентов о правилах безопасности, используют другие методы борьбы с мошенническими действиями, например, системы фрод-мониторинга, отслеживающие и останавливающие подозрительные транзакции.

Что говорят в банках

Представители одних банков соглашаются с результатами проведенных опросов, считая, что доля уязвимых держателей банковских карт (27%) вполне соответствует реальному положению дел, но есть мнение, что реальная доля уязвимых владельцев карт выше. Отмечается, что цифры могут меняться в зависимости от того, о каком конкретно банке идет речь, так как у разных банков разная структура клиентской базы, кроме того, речь идет о разных способах информирования и повышения финансовой грамотности клиентов.

Стоит учесть, что в условиях пандемии возросла и доля онлайн-платежей, — это дало очередной толчок для роста киберпреступности, у мошенников появилось много поводов для выманивания данных: возврат средств за билеты, отели, выплаты пособий, оплата штрафов за нарушения самоизоляции.

Будьте осторожны и внимательны, не сообщайте никому CVV-код своей карты и СМС-код, пришедший вам на телефон. Не поддавайтесь психологическим уловкам мошенника. Лучше пррвите разговор, чтобы уточнить полученную информацию в банке или социальной службе, либо проконсультируйтесь с родными и близкими. 

Компания "ЭкспрессДеньги" желает вам никогда не сталкиваться с мошенниками!

Пресс-служба
Наверх